РУП
"Слуцкие пояса"
На домашнююКарта сайтаОбратная связь
 
Швейные изделия
 
Тканые изделия
 
Сувенирная продукция
 
Пряжа
 

Музей истории слуцких поясов

В рамках реализации Государственной программы возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015гг на предприятии была завершена реконструкция производственного корпуса по ул. М.Богдановича,8. Создано новое производство по изготовлению копий, аналогов слуцких поясов, открыт Музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город», торговый объект «Сувенирная лавка».

Музей истории слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определенные периоды истории. На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.

Считается, что мода на длинные, широкие, шелковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI–XVIIIвв., представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на "славных предков".

В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В XVIII–XIX вв. пояса изготавливались из шёлка, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 грамм драгоценного металла.

У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

Слуцкие пояса стали выдающимся художественным явлением не только белорусского, но и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX вв. Это результат тысячелетнего развития на территории Беларуси ручных ткацких технологий и художественного таланта её жителей. Слуцкие пояса – это вклад белорусского народа в мировую культуру.

В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Будучи представителями одной из самых старинных знатных польско-литовских фамилий, Радзивиллы состояли в родстве со многими влиятельными родами, в том числе с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Дворцовые залы украшала роскошная мебель, персидские ковры, полотна знаменитых художников, бесценные коллекции предметов искусства, хрусталя, оружия, монет и медалей. Некоторые залы были целиком отделаны мрамором, алебастром или золотом.

Зона «Мануфактруа» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь - 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год.

Вскоре после присоединения Беларуси к России пояса выходят из моды. Леон Маджарский прекратил аренду мануфактуры в 1807 г. Бывшая «персиарня» сократила изготовление поясов и расширила выпуск парчовых узорных и золотных тканей, главным образом, для нужд церквей и костёлов. Этот период нашёл отражение в «Сакральной зоне».

«Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей.

Значимым и исключительно многофункциональным предметом в традиционной культуре белорусов был пояс. Он выполнял разнообразные символические и обрядовые фунции, а также использовался в различных целях в быту. В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Он выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.

Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега.

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетеными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора.

В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.

В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире. Состоит он из 2 частей: ткацкий станок и жаккардовая машина. Управляется станок двумя компьютерами. В его состав входит 7 основ, 1200 нитей, 6 челноков, что обеспечивает уникальные возможности.

Режим работы музея: вторник-воскресенье 9.00-17.30.
Обеденный перерыв: 13.00-13.30
Выходной: понедельник.
Подробную информацию можно получить по телефону: (801795) 36809

Best essay paper writers for free