8000 рублей за пояс — дорого? Ищем белорусское чудо в Слуцке
Озадачившись вопросами наследия и мифами, из которых складывается белорусское самоощущение, Onlíner решил пробраться в святая святых — мастерские, где делают слуцкие пояса и маляванки. Чем объясняется сакральность ковра на стене дедовой хаты? Ищем ответ у мастеров, которые своими руками связывают прошлое с настоящим, в душевном спецпроекте вместе с HONOR 200 Pro.
«На каждый пояс ставили метку Sluck, чтобы отличить, где оригинал, а где подделка»
Если вы хотите прочувствовать, как сильно изменился мир за последние 260+ годков, ничто не подойдет лучше, чем слуцкая персиарня.
В 1758 году в мануфактуре, принадлежавшей влиятельным и изысканным Радзивиллам (стоит сказать спасибо именно Михаилу Казимиру с ласковым прозвищем Рыбонька), работали исключительно мужчины, а женщинам даже не разрешали прикасаться к поясам, не то что носить их. В 2024-м же госпредприятие «Слуцкие пояса» держится исключительно на женщинах: художниках, ткачах, экскурсоводах, руководителях… Строки Максима Богдановича, затертые чрезмерным цитированием, — «І тчэ, забыўшыся, рука / Заміж персідскага узора / Цвяток радзімы васілька» — оказались не простым художественным вымыслом, а пророчеством. Onlíner отправился в Слуцк, чтобы своими глазами увидеть белорусское чудо.
В XVIII веке шелковые пояса, расшитые серебром и золотом на персидский лад, были невероятно модными у высшей знати Речи Посполитой. Настолько, что первые оригинальные станки тайно вывезли в Несвиж и Слуцк из Османской империи (современной Турции) под страхом смертной казни. Это не идет ни в какое сравнение с сегодняшней одержимостью дорогими авто или гаджетами. Понятия прошлой эпохи просто не существуют в нынешней.
За один слуцкий пояс тогда можно было купить деревню с 300 крестьянами, представляете?
— Отсчет истории слуцкой персиарни начинается с 1758 года, — рассказывает экскурсовод музея «Слуцкие пояса» Татьяна Новик. — Поскольку пояса изготавливали из натурального шелка с добавлением настоящего золота, то на каждое изделие ставили метку Sluck или Mefecit Sluciae, чтобы отличить, где оригинал, а где подделка. Работа у станка физически была невероятно тяжелой. Не каждый мужчина мог выдержать такую нагрузку. Именно поэтому женщин-ткачих тогда не существовало. Сейчас популярны различные мизогинические мифы, мол, женщин не пускали на персиарни, потому что они считались неспособными хранить секреты, одним своим касанием заставляли серебро потускнеть или были слишком падки на золото. Это неправда! На самом деле женщины тоже трудились в мануфактуре, просто на ролях прядильщиц: наматывали цветные нити и раскладывали по челнокам.
Слуцкий пояс был символом статуса, его носили богачи, а обычные люди позволить себе такую роскошь не могли.
Сколько золота или серебра должно было быть в изделии, определял заказчик, исходя из своих финансовых возможностей. Чем больше, тем лучше, конечно. Неудивительно, что персиарня стала очень прибыльным для Радзивиллов делом. Ходили слухи, что за один пояс когда-то был выкуплен остров.
Вопрос с подвохом: слуцкий пояс — это все-таки персидское или белорусское искусство? Да, первые образцы и станки были вывезены из Турции и Ирана. Но затем белорусы сделали собственное оборудование, расширили производство, изменили узоры и переплетения нитей на свой вкус. Слуцкие пояса стали настолько популярными, что даже появилось множество подделок.
К сожалению, сегодня немногие знают, что такое слуцкий пояс. Большинство думают, мол, обычный рушник. А ведь это бренд нашей страны.
Сейчас на предприятии делают копии старинных аксессуаров. Можно сказать, что слуцкие пояса продолжают существовать благодаря всего трем женщинам — единственным в стране ткачам, умеющим работать с этой технологией. Шутка ли: 25 000 утков, тысячи шелковых нитей! Стоит хоть одной порваться, нужно немедленно ее найти и подвязать, иначе вся работа насмарку. Это сложный и кропотливый труд, во многом ручной, хотя возможный в том числе благодаря немецкому станку Мageba.
— Как и раньше, мы делаем пояса с добавлением серебряной и золотой нити. Хотя можем выткать и обычный шелковый пояс, без драгоценных вставок. Вот, посмотрите на этого новенького красавчика длиной 3 метра — наша последняя разработка, — улыбается женщина-ткач Наталья Мисько. — Время изготовления одного пояса — неделя. Рисунок, узоры, переплетения нитей, то есть всю художественную «начинку», продумывают в Витебском государственном технологическом университете и присылают нам. А мы уже загружаем программу в станок, расставляем челноки и начинаем работать. Руки сами делают — уже столько лет, я все-все знаю.
Наталья — коренная случчанка как минимум в четвертом поколении. Сколько себя помнит, любила шить и вязать. Она пришла на «Слуцкие пояса» в 30 лет, сначала училась ткать на деревянных станочках, «как наши бабушки», а затем освоила Мageba, который управляется двумя компьютерами. Уже не первый год Наталья Мисько занимается слуцкими поясами. Стоит ли оно того?
— Конечно! Это же наша история!.. Сейчас пришла на смену девочка, 22 года. Я ее уже всему обучила, — говорит Наталья. — Так что дело продолжается. Самое сложное — разобраться с заправкой нитей. Тут сразу не придешь, не станешь и не начнешь работать. Часто спрашивают: почему ваши слуцкие пояса такие дорогие — от 2600 до 8000 рублей? А вот вы станьте к станку, который работает без остановки по 60 часов, — вопросы отпадут сами собой. Пояса были роскошью и в эпоху Радзивиллов, знати, сословий, и сегодня.
Я не могу согласиться с мыслью, что слуцкий пояс — это нечто забытое, давно потерянное, ушедшее в прошлое. Нет. Слуцкий пояс продолжает жить.
Источник: Onliner.by