Копии Слуцких поясов и сувенирные пояса
Слуцкие пояса – высокохудожественные произведения ручного ткачества второй половины ХVIII – начала ХIХ в., известные во многих странах мира.
Слуцкие пояса оцениваются как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства. Они имеют значение национального символа Беларуси. Это обстоятельство стало основанием для принятия Государственной программы возрождения технологий и традиций изготовления Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции.
Скрупулёзно изучив секреты мастерства ткачей, исследовав художественные особенности поясов, материалы, из которых они изготавливались ХVIII веке, мы воссоздали уникальную технология производства Слуцких поясов. Сегодня мы предлагаем аналоги и копии изделий, сувениры и художественные стилизации. Воссозданные Слуцкие пояса могут быть представлены в музеях, они украсят собой любую выставочную экспозицию, а также станут великолепным дополнением интерьера.
На предприятии освоили изготовление двух видов копий Слуцкого пояса. И первые образцы уже одобрены Научно-экспертным советом по отнесению продукции к аналогам, копиям, художественным стилизациям Слуцких поясов. Представленные изделия получили самые высокие оценки специалистов.
При производстве копий слуцкого пояса используется натуральный шёлк, нити с содержанием золота и серебра, нить «изамет» и полиэстер металлик. Длина пояса 3,5 метра, ширина – 33 сантиметра.
Немного из истории…
На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.
Считается, что мода на длинные, широкие, шелковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI–XVIII вв. представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на “славных предков”.
У Слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
Слуцкие пояса стали образцом для других ткацких мануфактур, которые открывались в других городах и местечках: в Городнице, Лососне, Станиславе, Кобылках, Липкове, Кракове, а также в Лионе.
Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.
В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.
Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега. Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела – животе (живот – жизнь).
Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.
Во время сватовства и свадьбы пояса являлись одними из обязательных подарков – как со стороны невесты жениху и его родным, так и со стороны жениха – невесте и ее семье. Невеста помимо этого одаривала поясами сватов, дружек, музыкантов и других участников обряда. Естественно, что белоруски стремились заготовить для свадьбы как можно большее количество поясов, поэтому девушки с 9–12 лет начинали ткать их.
После венчания новобрачная оставляла пояса в тех местах, от которых ждала достатка: чтобы было много хлеба, пояс вешался в амбаре, скота – в хлеве, имущества – на сундуках. Молодая также оставляла пояс на печи, которая была центром жилища, на срубе колодца; повязывала поясом веник, которым впервые мела хату в доме мужа. В этом случае пояс становился символической жертвой духам нового места жительства.
Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.
Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии. Во время девичника девушка дарила жениху пояс, что охраняло его от злых наговоров. Процесс подпоясывания часто упоминается в заговорах от болезней и испуга.
Пояс исполнял также роль своеобразного знака, который выделял человека в социальном окружении. Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. Как и весь комплекс одежды в целом, пояс и способ его ношения давали информацию о том, из какой местности происходит человек. В разных районах Беларуси пояс завязывали по-разному – спереди, сзади, сбоку (слева или справа) либо таким образом, чтобы концы спускались вдоль ног с двух сторон. Способ повязывания нередко указывал на семейное положение – после свадьбы он мог изменяться. Дети и молодежь традиционно носили более узкие и скромные по декору пояса, чем взрослые. В целом особенности употребления поясов были обусловлены местными традициями и могли значительно отличаться даже в соседних районах.
Помимо всего прочего, пояс был украшением, придавал костюмному комплексу завершенность, целостность.
Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетеными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора. В качестве материала использовались шерсть и лен.
В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.
Сегодня слуцкий пояс имеет значение национального символа Беларуси и оцениваются как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства.